Детское горе

Понимание смерти у детей появляется примерно с пяти лет, ребенок колеблется между принятием и ее отрицанием. Смерть глазами детей дошкольного возраста воспринимается с огромным трудом в силу недостатка жизненного опыта и сложности понимания абстрактных явлений и понятий. Ребенку кажется, что к умершему можно сходить в гости, что он скоро вернется и все заживут, как раньше.

О смерти приходится с ребенком говорить, дошкольнику важно раз за разом объяснять, что умерший человек или домашний любимец не вернется назад. Надо рассказывать, что умерший не оживет; сердце его не бьется, волосы и ногти не растут, он не чувствует боли, не может думать.

Когда в семье случается смертный случай, у родителей остается меньше сил на детей. Они легко становятся раздражительными, нетерпеливыми. Дети, переживая свое горе, испытывая отсутствие привычного внимания, часто при этом мучительно переживают, видя страдание своих родителей, даже если те стараются скрывать свои чувства.

Обратите внимание на детские реакции на горе:

  • Когда дети узнают о смерти, их может охватить шок, чувство нереальности происходящего, сомнения, оцепенение.
  • Сильный страх находиться вдали от взрослых. Они всегда хотят быть рядом со своими родителями.
  • Проблемы со сном. Тревожность, сложности концентрации внимания.
  • Озлобленность, раздражительность или другой тип поведения, привлекающий к себе внимание.
  • Замкнутость и изоляция.
  • Печаль, тоска, чувство потери. Вина.
  • Мучительные воспоминания и фантазии.

 Как помочь ребенку пережить горе?

  • Важно давать ему конкретную информацию о том, что произошло, не ожидая похорон, не рассказывая, что умерший уехал. Избегайте неясностей, абстрактных понятий.
  • Расскажите, что умерший никогда не вернется.
  • Расскажите о церемонии прощания и похорон.
  • Выделите время для того, чтобы поговорить с ребенком. Нужно отвечать на все его вопросы, даже если он повторяет их из раза в раз. Если у вас нет ответа на какой-то из вопросов, то можно сказать «я не знаю».
  • Прислушивайтесь к мыслям и переживаниям ребенка, к его пониманию того, что произошло.
  • Избегайте ненужных разлук. Дети боятся, что оставшиеся в живых родные тоже исчезнут.
  • Сделайте потерею реально ощутимой.
  • Позвольте детям присутствовать на церемонии прощания и на похоронах. Рядом с ребенком должен быть взрослый, который сможет ответить на его вопросы, рассказать, что ожидает малыша, как проходит церемония, как выглядит мертвый – важно хорошо подготовить ребенка и поддерживать его в процессе похорон. Ребенок может попрощаться с умершим и положить ему в гроб рисунок, игрушку, письмо.
  • Если вы переживаете сильные чувства, не скрывайте их, а объясняйте ребенку, что с вами происходит – ему придется меньше бояться. Печаль и тоска – естественные чувства, покажите ребенку, что их можно испытывать.
  • Часто вспоминайте умершего, смотрите фотографии, берите с собой ребенка на кладбище.
  • Не отступайте от заведенного порядка, соблюдайте привычный режим, не затягивайте с возвращением ребенка в детский сад или школу.
  • Успокойте ребенка в его страхах, что он или его родители скоро умрут. Объясните, что смертные случаи бывают очень редко. Говорите с ним о его страхах.
  • Если у ребенка чувство вины, серьезно объясните, что ничего из того, что он думал или сделал, не привело к смертному случаю.

Дети испытывают сильную потребность вспоминать умершего, одновременно осмысливая случившееся. Они могут делать это так:

  • Смотреть фотографии умершего, носить что-то из его вещей, спать с ними.
  • Посещать могилу, если она недалеко от дома, ходить на место смерти, пытаясь понять произошедшее. Могут хотеть бывать там, где бывали вместе с умершим, если есть возможность, делайте это, т.к. это может помочь всем.
  • Задавать конкретные вопросы: а малышке сейчас холодно на небе? — На которые сложно ответить.
  • Играть в смерть, похороны. Это помогает прожить сложную ситуацию. Позволяйте ребенку проигрывать ситуацию, особенно если он стал ее свидетелем.

Если поведение ребенка резко изменилось, он отдаляется от друзей, стал неуправляем, если он присутствовал при смертном случае или нашел мертвого, если его печаль не проходит больше года, появилось нежелание жить, обращайтесь за помощью к специалисту.

Если у ребенка нет возможности говорить о своих переживаниях, например, в семье не принято делиться своими чувствами, то переживания смерти, горевание могут трансформироваться в страхи в невротическое поведение. Если есть возможность, создавайте открытое пространство в отношениях с ребенком для выражения его разных чувств, а не только радости, счастья, удовольствия.

В работе с утратой с детьми мы рисуем умерших близких, вспоминаем какие они были, что делали, как говорили, что было хорошо и плохого пережито вместе с этим человеком, мы скучаем и тоскуем, говорим все, что хотелось бы сказать, но не успелось.

Родители, помните, что замкнутые застенчивые дети сильно рисуют застрять в своих кризисных переживаниях.

В тексте использованы материалы шведских коллег Атле Дюрегров и Елин Хордвик.

Ахметсафина София, семейный психолог, гештальт-терапевт.

Записаться на консультацию можно по телефону 8-916-285-65-94.

Стоимость консультации посмотреть здесь.