Смерть глазами детей

На формирование у ребенка важнейшего аспекта человеческого сознания, отличающего человека от других животных – знание о конечности существования – влияют прежде всего семейные представления и ценности. Бессмертна ли душа, ждет ли на небе Иисус, путешествует ли душа из тела в тело или смертью все заканчивается – первоначально эти идеи ребенок почерпнет от своих близких, а потом в течение всей жизни его отношение к смерти будет претерпевать изменения.

На основе отношений со смертью у каждого человека будут строиться собственные отношения с понятием о боге, божественном, появятся собственные смыслы жизни, понимание добра и зла или же это будет путь поисков. Помимо экзистенциальных аспектов знания о смерти и переживания утраты влияют на способность формировать привязанности, вступать и находиться в длительных отношениях.

Понимание смерти у детей появляется примерно с пяти лет, ребенок колеблется между принятием и ее отрицанием. Смерть глазами детей дошкольного возраста воспринимается с огромным трудом в силу недостатка жизненного опыта и сложности понимания абстрактных явлений и понятий. Ребенку кажется, что к умершему можно сходить в гости, что он скоро вернется и все заживут, как раньше.

О смерти приходится с ребенком говорить, дошкольнику важно раз за разом объяснять, что умерший человек или домашний любимец не вернется назад. Надо рассказывать, что умерший не оживет; сердце его не бьется, волосы и ногти не растут, он не чувствует боли, не может думать.

Появление представления о смерти, осознание предстоящей собственной смерти, необратимости возрастных изменений, страха смерти — ведущего страха у старших дошкольников (Захаров А.И.) – свидетельствует о не только об эмоциональной чувствительности, впечатлительности, способности к абстрактному мышлению, но и об определенной эмоциональной зрелости ребенка, глубины его переживаний, способности к рефлексии.

Страх смерти связан с инстинктом самосохранения, который более свойственен девочкам по сравнению с мальчиками. Смерть глазами детей проявляется в страхах нападения, темноты, сказочных персонажей, заболевания и смерти родителей, кошмарных снов, животных, стихии, огня, пожара, войны. (Захаров А.И.)

Благоприятная эмоциональная (жизнерадостная) обстановка в семье способствует тому, что ребенок сам справится со своими переживаниями о конечности жизни. Но если родители часто говорят о болезнях, постоянно тревожатся за жизнь и здоровье ребенка, в семье кто-то умер, то впечатлительный ребенок будет обостренно переживать возрастной страх смерти, получая все условия для дальнейшей невротизации.

Всерьез задумываться о конечности существования и о неизбежности смерти и об ее последствиях дети начинают ближе к 10 годам. В этом возрасте у детей уменьшается эгоцентричность, развивается способность к абстрактному мышлению, ребенок становится менее зависимым от значимых взрослых, он вовлечен в другие значимые отношения со сверстниками и взрослыми в школе, в секциях и на кружках. Поэтому к страху собственной смерти прибавляется страх смерти родителей.

Но и в подростковом возрасте представления о смерти будут продолжать формироваться так, что реальное знание и фантазии будут чудесным образом переплетаться и сосуществовать наравне.

К знанию о конечности смерти у подростка прибавляется возможность покончить со своей жизнью. Это очень опасный момент, когда ребенок не до конца осознал, что он умрет навсегда, но уже пытается играть со своей жизнью и смертью, т.к. чаще всего детские и подростковые суициды являются демонстративными, т.е. их цель – привлечь внимание взрослых. Чаще всего дети умирают, совершая суицид, случайно и неожиданно для себя, т.к. они не имели ввиду умирать навсегда, а хотели лишь досадить или посмотреть, что изменит их смерть, будут ли горевать родители и другие значимые взрослые. О том, когда ребенку срочно необходима помощь психолога, можно прочитать здесь.

Несомненно, это свидетельствует о недостаточном жизненном опыте, об эмоциональной незрелости, об истерических чертах характера ребенка, и лишь в редких случаях детские и подростковые суициды являются следствием сильнейшей душевной боли, печали, депрессии и осознанным выбором прекратить свое существование.

Большое количество детских и подростковых демонстративных суицидов, распространенность этой темы среди подростков показывает то, что смерть глазами детей не всегда до конца осознается как предельная конечность существования, что является возрастной особенностью, свидетельствующей об эмоциональной незрелости, и у многих детей проходит к старшему подростковому возрасту.

В тексте использованы материалы шведских коллег Атле Дюрегров и Елин Хордвик,  а также Захарова А.И., И. Ялома.

Ахметсафина София, семейный психолог, гештальт-терапевт.

София фото

Записаться на консультацию можно по телефону 8-916-285-65-94.

Стоимость консультации посмотреть здесь. Почитать о специалисте можно здесь.