Иногда бывает осложнённое горе, которое приводит к застреванию в тяжелых переживаниях, остановке живой психической деятельности, к депрессии, которая выходит за рамки естественного хода восстановления человека после утраты.
Чаще всего застреванию в горе у детей, да и взрослых, способствует молчание на тему случившейся утраты. Это может быть связано с особенностью семьи, когда не принято делиться переживаниями, обмениваться своими эмоциями. Взрослые не считают нужным обсуждать произошедшее между собой или с детьми. Все ведут себя так, будто утраты не было или она неважна.
Такое бывает, когда к умершему были противоречивые чувства, а отношения были конфликтными. Например, умирает свекровь, с которой у женщины были весьма заряженные отношения, она может чувствовать облегчение, не замечая при этом горевание своего 5-летнего сына, для которого бабушка была любимым близким человеком, с которым он проводил много времени. Для мальчика, который потерял бабушку, самый близкий ему человек, мама, становится недоступным, неспособным разделить его горе. Понимание состояния ребенка, признание важности его чувств в ситуации такой утраты позволяют нарушить гнетущее молчание и вместе вспоминать бабушку, вслух скучать по ней. Остановленные чувства мальчика находят признание и выход, его эмоциональное состояние улучшается. Нечто подобное может происходить в ситуации развода.
Очень непросто переживается семьей смерть зависимых членов семьи – алкоголиков, наркоманов, игроманов и т.п. Особенно, если они совершили самоубийство. Семья, став созависимой, уже привыкла скрывать свои чувства и факты своей жизни от окружающих, от самих себя, избегая переживание сильного стыда, характерного для таких семейных ситуаций. У родственников и друзей человека, покончившего жизнь самоубийством, всегда есть огромное чувство вины перед ним. Это умножает невозможность свободно говорить о произошедшей утраты в семье. Смерть близкого может стать важной темой избегания, точкой неосознанного напряжения в эмоциональном фоне семьи, проводником которого может стать кто-то из детей.
Кроме чувства злости, обиды, что близкий человек умер и этим самым бросил ребенка, сожаления, тайной радости облегчения, чувства вины, что не удалось спасти потеря зависимого родителя, бабушки/дедушки, брата/сестры вызывает и другие чувства: любовь, ненависть, отвращение к проявлениям алкоголизма или наркомании, привязанность, жалость, страх повторить судьбу.
Если ребенок сосредотачивается только на каком-то одном чувстве, то происходит застревание в процессе горевания.
Если только ненавидеть умершего близкого или только любить, то вытесненные чувства не позволяют завершить горю свою работу, направленную на восстановление целостности картины мира, психической деятельности.
Поэтому в работе мы, психологи, всегда даем клиенту возможность раскрыть все переживания, даже если это ребенок, приглашаем выразить весь спектр чувств к умершему родственнику и самой ситуации покинутости, утраты.
Часто за нежной любовью в ситуации застревания в горе прячется обида или злость, а за злостью – глубокая привязанность и тоска. Выражение чувств к умершему близкому человеку – работа неспешная, требующая большого доверия к психологу, но несомненно приносящая большое облегчение, позволяющая включить эту утрату как факт в свою картину мира, вписать в персональную историю как одну из важных страниц.
В моей практике было несколько случаев работы с такими осложнёнными утратами у детей и взрослых. Одна из них – работа с девочкой-подростком, отец которой будучи наркоманом, совершил самоубийство предположительно в день ее рождения.
Обратилась за помощью тетя девочки, как менее включенная в ситуацию и более чувствительная к состоянию девочки с жалобами на то, что девочка потеряла интерес к занятиям, не имеет никаких интересов, ничего не хочет, стала хуже учиться, сморит фильмы ужасов в большом количестве.
Но, как и положено, на первую встречу я пригласила маму девочки, с которой у нас состоялась беседа, первичное интервью о развитии и особенностях девочки, семейной ситуации, определены цели и задачи работы.
Первая встреча с девочкой показала, что волнения тети оказались обоснованными. Клиентка находилась в депрессивном состоянии, она могла лишь сдавленно всхлипывать, не в состоянии на большее. Дальнейшая работа была направлена на восстановление подавленных чувств девочки – прежде всего высокого уровня агрессии, а затем – теплых чувств к отцу и отвращения к нему же. Мы восстанавливали весь ход событий, все ситуации, связанные с отцом, в том числе его обман девочки с забиранием у нее подарка бабушки – очень дорогих ювелирных украшений, их последнюю встречу, то, как она пережила известие о его смерти, как отказалась пойти на его похороны. Клубок сложных чувств распутывался понемногу, хотя девочка была замкнута и настороженна, как это обычно бывает у подростков.
Одно из важных чувств, которое удалось легализовать в ходе работы – это отвращение. Действительно мы легче признаем злость и любовь к близким, но с трудом – отвращение, которое призвано увеличить дистанцию. Однако, отвращение к алкоголику или наркоману – человеку, теряющему чувство достоинства, человеческий облик, отвращение к запаху, к рвоте, которую приходилось убирать другой моей клиентке в подростковом возрасте за отцом, отвращение к сексуальным домогательствам отца в его состоянии опьянения, которые приходилось переживать другим моим клиенткам, да и многим женщинам и девочкам – отвращение к родному человеку имеет место, как бы не хотелось его не замечать. Это одно из ключевых чувств в отношениях с зависимым, которое не исчезает после его смерти и требует проживания и выражения.
Уже на заключительной встрече, когда смерть отца и противоречивые чувства к нему были названы, частично отреагированы и прожиты, мы с юной клиенткой разговаривая о ее жизни по итогам одной письменной техники, которую сделали на предыдущей встрече, вышли на то, что она уже давно не верит в то, что ее хоть кто-то любит, поэтому всю заботу и суету о ней она воспринимает с недоумением.
Вскрылась очень важная и глубокая тема из жизни клиентки, которая во многом являлась причиной ее депрессивного состояния, которое начало у нее складываться с детсадовского возраста, когда произошла какая-то травматизация или начала складываться зависимая структура семьи, с присущими ей функциональными отношениями и изоляцией от внешнего мира из-за чувства стыда.
Следующий этап работы был посвящен раскрытию этих переживаний нелюбимости девочки, чувства одиночества и изоляции, поиску способов получения любви от близких – матери и брата прежде всего. Мать девочки также была проинформирована с согласия девочки о проведенной работе, о том, что способствовало бы установлению теплого эмоционального контакта между ними. Ей удалось отойти от запроса на бОльшее послушание дочери и немного включиться в мир переживаний дочери как человека со своим внутренним миром, а не только объекта. В заключении мы работали над поиском языка любви, который был бы понятен матери и дочери, легализации проявлений злости и агрессии между ними. Работа была недолгая из-за отъезда клиентов, за это время мать и дочь имеют слишком мало шансов переключиться на новые способы взаимодействия друг с другом, но важный опыт замечать себя, свои переживания и друг друга у них случился. В зависимости и созависимости – это невероятно важно – переживать разные чувства, не избегая их, не стараясь анестезировать себя химически и разного рода действиями.
В этой работе от травматического переживания затаенной обиды, злости на отца, большого отвращения к нему, мы вышли на давнее глубокое чувство нелюбимости девочки, попытались восстановить контакт с матерью, расчистить канал любви между ними, по которому смогли бы течь все чувства, что помогло бы преодолеть девочке чувство изоляции, одиночества.
С поддержкой близких, семьи, друзей и профессионалов можно пережить самые тяжелые события. Все можно пережить, если есть кому плакать. Поэтому моя работа с детьми направлена и на восстановление отношений и контакта между членами семьи, чтобы устранить и предупредить то, что может осложнить проживание детьми горя и других событий.
Ахметсафина София