Дети под контролем

Тревожным родителям посвящается.

Неотъемлемый элемент воспитания – контроль. Мы контролируем состояние маленького ребенка, его здоровье, развитие, настроение, поведение, как он справляется с заданиями; книги, мультфильмы, мы контролируем на адекватность воспитателей в детском саду, учителей, врача, друзей ребенка – всех тех и все то, что может повлиять на него, навредить или, напротив, сыграть положительную роль в его жизни.
В некоторых семьях один маленький человечек становится в центре внимания всей семьи. Бабушки, дедушки, мамы и папы погружены целиком в его воспитание и развитие: малыша водят в кружки, учат с ним уроки всей семьей, в выходные он в музеях нагуливает километры или катается на велосипеде в парке с самыми близкими родственниками. Каждый его шаг запечатлен на фотокамеру, каждый чих обсужден с доктором.
Дети из таких семей удушены контролем взрослых. Да-да, контроль появляется из страха, из тревоги, что из ребенка вырастет неудачник, если им не заниматься с рождения, этот глупыш попадет в плохую компанию, поэтому сразу нужно ограничить круг его знакомств избранными ровесниками, а еще лучше – проверенными взрослыми. Из страха потерять контроль над ребенком появляется идея «надо установить с ним доверительные отношения, чтобы он рассказывал, что у него на душе», особенно ближе к подростковому возрасту.

Эдакий объект контроля и воспитательных процедур с малолетства запугивается реальными и мнимыми угрозами окружающего мира. В итоге вырастает мнительный, боязливый эгоцентричный товарищ, он сосредоточен на своем самочувствии, на том, что ему полезно/вредно, но при этом его нельзя назвать самостоятельной личностью.
Страх не справиться со сложными ситуациями, страх неудачи, страх неопределенности приводят к тому, что сверх-контроль для воспитующих лиц становится самоцелью.
Свободная личность может появиться там, где есть доверие ребенку, где есть место ошибкам, неудачам. Я считаю, что для воспитания ответственности важно давать своему отпрыску столкнуться с последствиями своих действий, самостоятельности – давать свободу.
Каждый здоровый растущий организм будет исследовать окружающим мир, границы дозволенного, границы своих возможностей, пытаясь их преодолеть. Опытным путем обретается знание себя и мира, уверенность в себе, сохраняется любопытство, живость. Задача взрослого человека мне видится в том, чтобы не мешать малышу получать опыт там, где это возможно максимально без вмешательства взрослого. Быть неподалеку, но приходить тогда, когда ОН сам позовет.
Растущему человечку для развития не нужен тотальный контроль, постоянная включенность в каждую минуту его существования. Ребенку нужна уверенность в том, что он сам справится, доверие его родителей, что он сам справится.

Нам, родителям, нужно спокойствие. И как же сложно в наше трудное, опасное время давать по чуть –чуть свободу, не перекрывать весь кислород своим желанием все про НЕГО знать, как трудно терпеливо ждать, пока он сам сделает, мучительно долго завяжет себе шнурки, запачкавшись съест кашу, без вашего ведома подерется в саду, как трудно отпускать его в большой мир… Сначала он измерит все лужи, будет падать в них, но, только падая, он узнает как это мокро, холодно, вы будете рядом, вы будете потом сушить его после луж; а немного позже, видя его сухим, поймете, что он научился обходить лужи.
Как же трудно различать, что из моих действий нужно мне лично, а не для пользы моего ребенка. Как же трудно находить эти границы между свободой, доверием растущему ребенку и контролем над ним.

Если вам  есть, что сказать по этой теме, или вы можете поделиться своим опытом, обязательно оставьте свой комментарий.

Добавить комментарий